Audi будут заправлять электрическим газом

Чем мы будем заправляться в будущем — вопрос пока открытый. У Audi на этот счет есть оригинальное предложение: двигатели внутреннего сгорания планируется перевести на газ, получаемый... из электричества. Нет, немецкий автоконцерн пока не зачислил в свой штат алхимиков. Для того чтобы своими глазами увидеть готовящуюся к выпуску газовую модификацию Audi A3, а также производство искусственного газа для подобных моделей, корреспондент Авто@Mail.Ru отправился на Северное море.



От побережья до морской платформы лететь 45 минут на вертолете. Есть время подумать. Зачем мы вообще туда летим? Коль скоро Audi стала инвестировать значительные средства в масштабное строительство ветрогенераторов в открытом море, то волей-неволей задумываешься о судьбе мирового автопрома. Я, признаться, люблю машины такими, какими они были в XX веке и какими являются сейчас, и мне сложно смириться с мыслью, что рано или поздно мы все пересядем на утилитарные и преимущественно тихоходные электрокары...





Морская платформа, строящая ветряки, внутри похожа на корабль. Количество кают рассчитано на постоянное пребывание 40 человек


Перед инженерами, которые толкают автопром в будущее, стоит сейчас на первый взгляд нерешаемая задача. Нужно не только найти способ производить синтетическое топливо, но и свести вредность выхлопа к нулю. Если первое, так или иначе, возможно, то второе — нонсенс. Не может двигатель внутреннего сгорания не выбрасывать в атмосферу СО2, а следовательно, он будет всегда способствовать росту парникового эффекта. Это справедливо и для машин, работающих на природном газе.





И, тем не менее, в Audi утверждают, что будущее — именно за газовыми машинами, которые совсем не будут наносить вред окружающей среде. Найдено довольно любопытное решение: да, мотор будет выбрасывать в атмосферу некоторое количество оксида углерода, но на этапе производства топлива ровно такое же количество СО2 будет из атмосферы забираться. В итоге — нулевой вред планете. Вопрос только в том: что же это за чудесный синтетический газ, производимый из электричества?

Неприродный газ

Когда летишь над севером Германии, можно на глаз оценить масштабы развития экологически чистой энергетики в этой местности: ветряки постоянно встречаются на протяжении сотен километров. И автомобильная отрасль уже получает от них пользу. Представители Audi приводят простой пример: за одну минуту вращения ветрогенератор производит такое количество энергии, которого хватает электромобилю на 300 км пути. То есть, если ветер дует постоянно, то ежедневно один ветряк может подзаряжать 5 400 электромобилей, каждый из которых сможет проезжать в сутки по 80 км. Но это в идеале.





В море уже построено 18 ветряков, и это только начало. Проект предполагает установку 80 ветрогенераторов. Конечно, возводить их сложнее, чем на земле, зато постоянный поток воздуха над Северным морем позволяет каждому ветряку производить на 40% больше энергии, чем на земле


На практике сила ветра колеблется в очень широких пределах, да и потребление энергии в электросетях не постоянно в течение суток. Значит, электричество надо в чем-то хранить. Для неспециалистов будет, наверное, сюрпризом узнать, что таких аккумуляторов, которые позволяли бы хранить запасы энергии в масштабах целого города или страны, просто не существует. В России мы поступаем так: если потребление электричества велико, то, например, гидроэлектростанция работает на полную мощность, а в моменты спада потребления «молотит» вхолостую (если говорить упрощенно). Германия себе такого позволить не может.





Суть проекта Audi поймет даже семиклассник. С помощью электроэнергии методом электролиза из воды получают кислород и водород. Кислород идет в атмосферу, а водород — на станцию по производству того, что в Audi назвывют «E-gas». Там водород соединяют с CO2, взятым из атмосферы, и на выходе получают метан (CH4), который мы привыкли называть природным газом. Его, в отличие от электроэнергии, можно хранить сколько угодно, закачивать в обычные газовые сети, а также поставлять на автомобильные газозаправочные станции.

TFSI превратится в TCNG

В обозначениях двигателей Audi наряду со знакомыми TFSI и TDI появилась новая аббревиатура, которая расшифровывается как «Turbo Compressed Natural Gas» — «турбомотор, работающий на сжатом природном газе». Газовая модификация Audi A3 TCNG появится в продаже в 2013 году. Вероятнее всего, компания могла бы начать продажи такой версии уже сейчас, но вначале нужно развернуть производство и поставки «Е-газа» на заправочные станции. В отличие от России, в Германии сеть газовых заправок в последние годы не сокращалась, а развивалась. По стране действует около 900 подобных станций. Однако выпустить сейчас газовый Audi и вынудить его владельцев заправляться природным газом — это значит проявить непоследовательность в реализации своей «зеленой» стратегии. Экологически ответственные автовладельцы хотят покупать газ, произведенный «из ветра»!






О технических характеристиках будущей машины пока известно не так много. За основу, по всей видимости, взят мотор 1.4 TFSI, который в бензиновой версии выдает 125 л. с. Если поблизости нет газовой заправки, машину можно будет заправлять и обычным бензином.





Под обычным лючком обнаруживается как отверстие для подключения газового «пистолета», так и традиционная пробка бензобака


Нынешние европейцы готовы платить за «зеленую» энергию больше, чем за неэкологичные аналоги, но в случае с Audi A3 TCNG расходы на эксплуатацию будут вдвое меньше, чем у владельцев бензиновой версии. Новая модификация будет потреблять 4 кг газа на 100 км пути, а газ стоит около 1 евро за килограмм. То есть расходы на 100 км составят 4 евро. Бензиновая версия сжигает 5,7 л/100 км в смешанном цикле. При немецких ценах (1,52 евро за литр 95-го) расходы на 100 км составляют 8,66 евро.





Если газовые модификации пойдут в серию лишь через два года, то электрический Audi A1 e tron уже практически готов к производству


На очереди — появление газовых модификаций A4, A5 и A6. Хватит ли на всех «электрического» газа? На первое время у Audi относительно скромные планы. Начальная стадия строительства ветрогенераторов и производства Е-газа, предполагает обслуживание 2 500 автомобилей в год. Из них 1 500 — газовых модификаций TCNG, а 1 000 — электромобилей Audi e tron, на которых нам уже удалось поездить.

Отказ от вредных привычек

Когда слушаешь выступления представителей автоконцернов на тему экологии, порой сложно отделаться от мысли, что общая картина как-то не складывается. Не будучи специалистом по мировой энергетике и парниковому эффекту, сложно понять, велико ли влияние тех или иных разработок в конечном итоге. Может, компании в первую очередь руководствуются тем, что в Европе эта «зеленая» тема стала просто модной? Экономя энергию, покупая экологичные машины, сортируя мусор, гражданин ежедневно ощущает, что совершает нечто вроде благотворительного взноса в пользу природы. Но как быть с тем, что производство автомобилей и утилизация автохлама — сами по себе существенные источники загрязнения окружающей среды?





Установка по производству метана из водорода имеет КПД около 85%. Много это или мало – непростой вопрос. От российских энергетиков можно услышать, что подобное производство искусственного газа неэффективно. Об экологических проблемах нынешних электростанций и предприятий нефтегазовой отрасли у нас пока мало задумываются


В Audi готовы к таким вопросам. Представители компании честно признают, что, например, в погоне за снижением массы автомобиля, широко используя алюминий, магний и композитные материалы, как в случае с новым Audi A6, предприятия не уменьшают выбросы СО2 и прочих веществ, влияющих на парниковый эффект, а наоборот, увеличивают. Но и тому есть оправдание с точки зрения экологии.



Нам демонстрируют замысловатый график, символизирующий вредное влияние автомобиля на экологию, начиная с момента производства материалов, из которых состоит машина, и заканчивая утилизацией. И в случае с новыми моделями, отличающимися облегченной конструкцией, объем вредных выбросов велик до начала эксплуатации, но далее он значительно меньше. Это связано и с меньшим потреблением топлива, и с меньшими затратами на утилизацию.



Эксперты Audi полагают, что сейчас мы проходим пик потребления невосполняемых природных энергоносителей. Дальше — только позитивная динамика и полное избавление от экологически вредных привычек. У человечества уже есть опыт использования ветра как основного источника энергии — в эпоху парусников. Утверждается, что теперь нас ждет эпоха ветрогенераторов. Ведь общая энергия ветра на планете превышает нынешние потребности человечества в 40 раз.

Павел Ёлшин
Фото автора и компании Audi

Просмотров: 630 | Дата публикации: 30 мая 2011 в 14:00 | Добавил: Алексей Остроумов | Источник: mail.ru | Комментариев нет

Комментарии

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи сайта. Пожалуйста, зарегистрируйтесь и войдите под своей учётной записью.


Эту страницу никто не комментировал.